В этой статье мы постараемся рассказать можно ли наборы «волшебные грани» отнести к разновидности оригами. Как одну и ту же геометрическую фигуру можно получить, используя детали из «волшебных граней» и применяя технику оригами. Какие можно выделить плюсы и минусы и в чем отличия?
Для непосвященного взгляда может возникнуть впечатление, что бумажные модели многогранников в своём исполнении мало чем отличаются друг от друга. А между тем, если взять для более внимательного сравнения две распространенные техники из арсенала «бумажного творчества» - моделирование и оригами, то мы обнаружим существенное отличие в подходах, делающие их принципиально несхожими.
Так, моделирование из бумаги, а набор "Волшебные грани" относится к его числу, в своём подходе предварительно «разбирает» пространственную фигуру на фрагменты-развёртки. Перенесённые на бумагу развёртки вырезают, сгибают и склеивают. Место соединения у одной из поверхностей имеет нахлёст - клапан. Клапан со стороны примыкания к соседней детали промазывается клеем. Последовательно склеенные поверхности в итоге образуют прочную конструкцию.
Техника же оригами, во всяком случае, в её классической версии, не предполагает, что бумагу режут и соединяют с помощью клея. Бумажные листы, чаще всего квадратной формы, складываются таким образом, что трение в складках удерживает фигуру в собранном виде, не давая ей развалиться.
В случае с оригами особого внимания заслуживает его «модульная» разновидность, так как она лучше всего приложима к созданию многогранников. В модульном оригами в процессе складывания используется несколько листов бумаги. Количество таких листов может быть очень велико и зависит от числа модулей в конструкции собираемой фигуры. Своеобразным олицетворением самого принципа модульного оригами является модуль Сонобе, представляющий собой сложенный из квадратного листа параллелограмм с двумя кармашками для соединения его с аналогичными модулями.
Бесконечно велико многообразие пространственных тел, создаваемых на основе модуля Сонобе, но все они состоят из одного элемента, приводящего к однообразию образующих фигуру поверхностей.
В каждой технике есть свои ограничения и нельзя сказать об однозначном преимуществе одной из них.
Впрочем, в качестве очевидного, продолжая сравнение оригами с набором «Волшебные грани», мы можем отметить, что, в случае с оригами, за счёт множественных складок, затруднена работа с плотной бумагой. Правда, техника оригами не требует использования в работе клея и, следовательно, не ставит нас перед сложностью в выборе последнего. Но, с другой стороны, оригами предполагает самостоятельный поиск подходящей бумаги, а также выбор схем, освоение наиболее сложных и интересных из которых потребует значительного времени и определенных навыков.
Набор «Волшебные грани» выполнен на глянцевом картоне с высоким качеством цветной печати. Контуры развёрток-деталей частично прорезаны и легко отделяются при простом надавливании на них пальцами. Всем материалам для самостоятельной сборки предпослана иллюстрированная инструкция и исторический экскурс с упоминанием любопытных сведений об открытии той или иной фигуры многогранника и о причастных к данному открытию ученых-математиках. Доходчиво и наглядно!
Отсюда напрашивается вывод, что из набора «Волшебные грани», подающего информацию в систематизированном виде, может быть извлечён больший познавательный эффект. Мы имеем дело с отличным средством воспитания пространственного мышления, способным одновременно укрепить отношения с ребенком при вашем совместном творческом освоении предлагаемого материала!
Автор текста: Ивченко А.В.